С этого учебника начинается систематическое изучение истории, но при этом он опирается на те знания и умения, которые могли получить ученики, занимавшиеся в начальной школе по учебникам «Школы 2100»: ориентировка в исторических эпохах, умение по году определять век и т.д. Особенность содержания этого учебника в том, что весь материал по первобытным обществам и древним цивилизациям построен на идее накопления культурных ценностей, которые создавались в древности, а используются до сих пор: навыки земледелия, системы письменности, принципы демократии, философско-религиозные учения и т.п. Так основной вопрос, который ставится во Введении к учебнику звучит так: Какое наследство оставили нам древние? В учебнике вводятся два ключевых для всего курса истории понятия: «цивилизация» – как ступень развития общества отличная от первобытности (города, государства, письменность); и «цивилизация» – как культурная общность людей (Древний Египет, Древняя Греция и т.п.).